В пьесе Александра Николаевича Островского "Гроза" Марфа Игнатьевна Кабанова, более известная как Кабаниха, является одной из центральных фигур, олицетворяющих старые патриархальные устои и жестокий, деспотичный нрав. Её разговоры с Феклушей, странствующей проповедницей, являются весьма показательными и помогают глубже понять её характер и жизненные убеждения.
Феклуша, будучи персонажем, который приносит новости из внешнего мира, часто рассказывает о чудесах и странностях, которые видела в своих путешествиях. Кабаниха, слушая её, как правило, выражает своё одобрение и подкрепляет её рассказы своими собственными взглядами на жизнь.
Утверждение традиционных ценностей: В разговорах с Феклушей Кабаниха неизменно подчёркивает важность соблюдения традиций и обычаев. Она уверена, что именно в этом заключается основа правильной жизни. Её речи насыщены аллюзиями на необходимость следовать установленным порядкам и правилам, что отражает её стремление сохранить патриархальный уклад общества.
Поддержка религиозного фанатизма: Кабаниха активно поддерживает Феклушу в её религиозных взглядах. Она видит в ней подтверждение своей собственной праведности и укрепляет свою веру в то, что её образ жизни и её методы воспитания семьи правильны и благословлены свыше. В этом проявляется её склонность к религиозному фанатизму и нетерпимости к любым отклонениям от принятой нормы.
Осуждение новшеств и прогресса: В беседах с Феклушей Кабаниха часто выражает своё презрение к нововведениям и изменениям в обществе. Она видит в них угрозу для своего привычного порядка и моральных устоев. Это отражает её страх перед переменами и нежелание адаптироваться к новым условиям жизни.
Образ морализатора: Кабаниха в этих разговорах выступает как морализатор, всегда готовая дать оценку поступкам других людей и указать на их грехи и ошибки. Она использует Феклушу как своего рода рупор для распространения своих взглядов и убеждений, что помогает ей укрепить своё влияние в обществе.
Таким образом, разговоры Кабанихи с Феклушей подчёркивают её консервативные взгляды, религиозный фанатизм и деспотичный нрав. Они служат не только для раскрытия её характера, но и для демонстрации конфликта между старым и новым, традиционным укладом и стремлением к свободе и переменам, что является центральной темой пьесы "Гроза".