В романе "Евгений Онегин" Александра Сергеевича Пушкина дуэль между Онегиным и Ленским является одним из ключевых моментов, позволяющих глубже понять авторскую позицию по отношению к участникам этого конфликта.
Прежде всего, стоит отметить, что Пушкин, будучи сам знаком с дуэльной культурой своего времени (и сам участвовавший в дуэлях), в своем произведении не одобряет этот способ разрешения конфликтов. Это видно из трагической и неизбежной развязки дуэли между главными героями.
Евгений Онегин, показанный в романе как человек, страдающий от скуки и пустоты аристократической жизни, вступает в дуэль в состоянии душевного раздражения и отчуждения. Его решение принять вызов Ленского не столько обусловлено стремлением защитить свою честь, сколько желанием избавиться от назойливого конфликта.
С другой стороны, Владимир Ленский, идеалист и романтик, подходит к дуэли с полной серьезностью, видя в ней единственно возможный способ восстановить свою обиденную честь. Однако Пушкин изображает Ленского наивным молодым человеком, который не полностью осознает реальные последствия своего выбора.
Авторская позиция Пушкина выражается в ироничном и критическом освещении дуэли. Пушкин осуждает бессмысленность и ненужность такого рода смертельных столкновений, которые лишь ведут к гибели талантливых, хоть и несовершенных, молодых людей. Смерть Ленского показывается как бессмысленная трагедия, которая лишает жизни молодого поэта, полного надежд и возможностей.
Таким образом, в "Евгении Онегине" Пушкин выступает против дуэльной культуры, подчеркивая ее трагичность и бессмысленность, а также показывая, как она разрушает жизни и судьбы людей. Это осуждение также отражает более широкую критику общественных норм и ценностей того времени, которые могут приводить к таким трагическим исходам.