В данной строфе Михаила Ломоносова использованы различные риторические фигуры и художественные средства, которые помогают создать выразительность и эмоциональность текста.
Антитеза: Противопоставление «молчите» и «гласить» создает напряжение между тишиной и звуком, подчёркивая значимость момента, когда «лира восхищенна» готовится возвещать великие имена.
Олицетворение: Ломоносов придаёт неживым объектам человеческие качества. «Пламенные звуки» и «наглы вихри» представлены как будто бы способные к действиям и эмоциям. Это придаёт стихотворению живость и динамику.
Императивы: Использование повелительных форм глаголов («молчите», «не дерзайте», «внимай») создает эффект приказа или настоятельного совета, что усиливает драматизм и важность происходящего.
Эпитеты: Прилагательные «пламенные», «наглы», «прекрасны» придают дополнительную характеристику существительным, обогащая текст эмоционально и визуально.
Инверсия: Необычный порядок слов, например, «в безмолвии внимай, вселенна», привлекает внимание к ключевым понятиям и создает определённый ритм.
Метонимия: Упоминание «лира восхищенна» в значении поэзии или вдохновения, которое стремится воспевать великие имена, является примером метонимии, где инструмент (лира) замещает автора или его произведение.
Аллитерация и ассонанс: Звуковые повторы (например, «вихри» и «внимай», «восхищенна» и «гласить») создают музыкальность и усиливают ритмическую структуру.
Эти средства в совокупности создают атмосферу торжественности и значимости, подчеркивая величие науки и просвещения, которым покровительствует Елизавета. Ломоносов возвышает свою поэтическую речь, делая её одновременно эмоционально насыщенной и эстетически выразительной.