В повести Михаила Булгакова "Собачье сердце" происходит сложный эксперимент, в ходе которого профессор Преображенский и доктор Борменталь пытаются превратить собаку в человека. В результате операции из пса Шарика получается человекоподобное существо — Полиграф Полиграфович Шариков. Вопрос о том, чье сердце у Шарикова — собачье или человеческое, имеет как буквальное, так и метафорическое значение.
С буквальной точки зрения, профессор Преображенский использовал гипофиз и другие органы погибшего человека, Клима Чугункина, для трансформации Шарика в человека. Поэтому, если говорить о физическом сердце, то у Шарикова человеческое сердце, так как органы пересажены от человека. В этом смысле профессор Преображенский прав.
Однако, если рассматривать вопрос с точки зрения поведения и сознания, доктор Борменталь может быть прав в том, что Шариков сохранил многие черты, характерные для собаки, такие как инстинкты и повадки. Несмотря на то что Шариков получил человеческое тело и способности к речи, его поведение часто остается примитивным и агрессивным, что можно интерпретировать как продолжение животной сущности.
В более широком символическом смысле Булгаков поднимает вопросы о природе человеческой личности и о том, что делает человека действительно человеком. Шариков, получив человеческие органы, не стал полноценным членом общества, поскольку ему не были привиты моральные и культурные ценности, которые формируются воспитанием и образованием. В этом контексте "собачье сердце" можно трактовать как метафору неразвитой, необразованной и дикой человеческой души.
Таким образом, оба персонажа в какой-то степени правы. Профессор Преображенский прав в том, что физически Шариков стал человеком, а доктор Борменталь прав в своих опасениях относительно моральной и поведенческой стороны личности Шарикова, которая осталась животной. Булгаков через этот конфликт подчеркивает сложность человеческой природы и необходимость воспитания и духовного развития для истинного превращения в человека.