Роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" наполнен фантастическими и сатирическими элементами, и значительную часть этих элементов составляют проделки Воланда и его свиты. Эти проделки носят как комический, так и философский характер, высмеивая и обличая пороки людей и общества.
Смерть Берлиоза: Первая значительная проделка Воланда происходит в Патриарших прудах, когда он предсказывает смерть Михаила Берлиоза, председателя МАССОЛИТа. Берлиоз, скептически относящийся к пророчеству, вскоре попадает под трамвай и погибает, что становится началом цепи мистических событий в Москве.
Сеанс черной магии в Варьете: Воланд и его свита устраивают сеанс черной магии в театре Варьете, где они демонстрируют зрителям "магические" превращения. Во время сеанса Коровьев и Бегемот раздают публике деньги, которые позже превращаются в обрывки бумаги, а также устраивают другие мистификации, обличая жажду наживы и алчность людей.
Исчезновение и сумасшествие Римского: Римский, директор Варьете, становится жертвой одной из проделок свиты Воланда. После сеанса черной магии он оказывается в состоянии панического ужаса и начинает сходить с ума, видя призраки и чудовищ.
Перемещение Никанора Ивановича: Коровьев обманывает председателя жилтоварищества Никанора Ивановича Босого, подкинув ему валюту и затем передав его НКВД за хранение валюты. Никанор Иванович оказывается в психиатрической лечебнице, что является своеобразным наказанием за его жадность и коррумпированность.
История с Варенухой: Администратор Варьете Варенуха становится жертвой вампирского укуса Геллы, что приводит к его временной трансформации в вампира и подчинению воле Воланда.
Помощь Маргарите: Воланд и его свита оказывают значительную помощь Маргарите в ее поисках Мастера. Маргарита становится королевой на балу у Сатаны, где ей предоставляется возможность исполнить свое заветное желание.
Бал у Сатаны: Бал у Сатаны – это масштабное событие, на которое Воланд приглашает множество исторических и мифологических персонажей. Маргарита, став королевой бала, становится свидетельницей многочисленных чудес и ужасающих сцен, что усиливает атмосферу абсурда и гротеска.
Возвращение Мастера и Маргариты: В финале романа Воланд возвращает Мастера и Маргариту друг другу и помогает им обрести покой. Эти действия Воланда показывают его как фигуру, не лишенную справедливости и милосердия.
Проделки Воланда и его свиты в романе "Мастер и Маргарита" служат не только для создания комического и фантастического эффекта, но и для глубокого философского осмысления человеческой природы и общества. Они обличают пороки, такие как жадность, лицемерие, трусость и алчность, и подчеркивают важность истинной любви, верности и моральной чистоты.