Цель эксперимента профессора Преображенского в романе Михаила Булгакова "Собачье сердце" заключается в изучении возможностей хирургического вмешательства для улучшения человеческой природы. Профессор Преображенский, выдающийся хирург и ученый, решается на радикальный эксперимент: он пересаживает гипофиз и семенники человека (криминального элемента по имени Климыч) собаке по имени Шарик. Этот эксперимент направлен на исследование возможностей искусственного изменения и улучшения человека через органическую и гормональную терапию.
Процесс трансформации Шарика в человека, который получает имя Полиграф Полиграфович Шариков, демонстрирует как положительные, так и отрицательные аспекты научного прогресса. С одной стороны, Преображенскому удается доказать, что радикальное хирургическое вмешательство может привести к значительным изменениям в организме и сознании живого существа. С другой стороны, эксперимент выявляет множество моральных, этических и социальных проблем.
Успехом или провалом завершился этот эксперимент? Это вопрос интерпретации. С научной точки зрения, эксперимент можно считать успехом, так как цель была достигнута: собака превратилась в человека с определенными человеческими чертами и поведением. Однако с точки зрения социальной и этической, результат эксперимента можно считать провалом. Шариков, получив человеческий облик, демонстрирует худшие черты человеческой натуры: грубость, агрессивность, безответственность и склонность к насилию. Он становится проблемой не только для самого профессора и его коллег, но и для общества в целом.
Кто несет ответственность за результат этого эксперимента? Главным ответственным за результат является сам профессор Преображенский, так как он инициировал эксперимент и провел операцию, не учитывая все возможные последствия и риски. Его действия были мотивированы стремлением к научному прогрессу, но недостаток морального и этического осмысления привел к негативным результатам. Также можно сказать, что ответственность лежит на всей научной и медицинской среде, которая допускает такие радикальные эксперименты без учета их потенциальных последствий для общества.
Таким образом, эксперимент профессора Преображенского можно рассматривать как успешный с точки зрения науки, но провальный с точки зрения морали и общества. Ответственность за негативные последствия лежит на самом профессоре и в более широком смысле — на научном сообществе, которое позволяет такие эксперименты.