Комедия Дениса Ивановича Фонвизина "Недоросль" – это произведение, в котором автор сатирически изображает нравы и обычаи русского дворянства XVIII века. Центральные персонажи комедии, такие как Простаковы, Скотинин и Митрофанушка, являются воплощением невежества и грубости, что позволяет автору критиковать недостатки общества.
1) Грамотными ли были Простаков и Скотинин?
Простакова и Скотинин в комедии представлены как абсолютно неграмотные и невежественные люди. Простакова, хозяйка дома, не проявляет ни малейшего интереса к образованию и считает, что для жизни ей это не нужно. Ее фраза: «Без наук люди живут и жили» подчеркивает ее пренебрежительное отношение к знанию и образованию. Простакова видит в образовании угрозу для своей власти над домочадцами, поскольку знания могут сделать их независимыми.
Скотинин, брат Простаковой, также лишен каких-либо стремлений к просвещению. Он озабочен только своими желаниями и мечтами о свиньях, что символизирует его ограниченность и грубость. Его невежество также подчеркивается в разговоре о его приоритетах: «Люблю свиней, сестрица, они так вкусны».
2) Как относились к образованию в их семье?
Образование в семье Простаковых считается ненужным и даже вредным. Простакова открыто выражает своё презрение к наукам, утверждая, что они не приводят ни к чему хорошему. Её отношение к образованию ярко иллюстрируется в её разговоре с учителем Цифиркиным, когда она говорит, что не видит пользы в обучении сына грамоте: «Наука в лес не уедет». Это подчёркивает её узколобость и нежелание развивать своего сына.
3) Почему и как обучается Митрофан? Глуп ли он? Как он относится к учению?
Митрофанушка обучается лишь потому, что его мать считает это необходимым для поддержания статуса. Однако он абсолютно не заинтересован в учёбе и всячески избегает занятий. Митрофан не глуп в прямом смысле слова; скорее, он ленив и избалован, что делает его неспособным и нежелающим учиться. Его отношение к учению выражено в его словах: «Не хочу учиться, хочу жениться». Эта фраза стала крылатой и показывает, насколько он далёк от понимания ценности знаний.
Митрофан также проявляет грубость и неуважение к своим учителям, издеваясь над их попытками привить ему знания. Например, в сцене с учителем Кутейкиным он демонстрирует полное пренебрежение к грамматике и учебе в целом.
Таким образом, через образы Простаковых и Митрофана Фонвизин показывает, насколько опасна и разрушительна может быть необразованность и нежелание учиться, высмеивает дворянское общество, которое пренебрегает истинными ценностями ради пустых амбиций и материальных благ.